,

,

,

.

Отмена получения разрешения на строительство с 03.08.2018 (ФЗ-340)

Прежде чем заложить фундамент, раньше требовалось получить разрешение на строительство в местной администрации. С 3 августа 2018 года процедуру эту значительно упростили. В этот день вступил в силу ФЗ № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Теперь получать разрешение на строительство индивидуальных и садовых домов на участках ИЖС не требуется. Для этого собственник лишь обязан направить в орган, выдающий разрешение, специальное уведомление. Прежний порядок сохранили только в отношении домов большой площади – более 500 кв. м.

Как уведомлять?

Вместо получения разрешения на строительство объекта ИЖС застройщик просто уведомляет уполномоченные органы о своих планах на строительство (реконструкцию) жилого или садового дома (ст. 51.1 ГРК РФ).

Сделать это можно несколькими способами:

  1. заказным письмом с уведомлением по почте;
  2. через портал госуслуг;
  3. через МФЦ.

В таком уведомлении должны обязательно содержаться следующие сведения:

  • ФИО, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для застройщика - физического лица).
  • Наименование и место нахождения застройщика, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ и ИНН (для застройщика - юридического лица), за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
  • Кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка.
  • Сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц).
  • Сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта ИЖС или садового дома).
  • Сведения о планируемых параметрах объекта ИЖС или садового дома, в том числе об отступах от границ земельного участка.
  • Сведения о том, что объект ИЖС или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
  • Почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком.
  • Способ направления застройщику уведомлений.
  • Форма уведомления пока свободная

Поскольку форму уведомления еще не утвердил Минстрой РФ, то уведомлять администрацию о планируемом строительстве (реконструкции) можно в свободной форме.

 Если каких-либо сведений или приложений нет, то застройщику вернут документы в течение трех рабочих дней и укажут причину возврата.

Если все требования соблюдены, то администрация проверит параметры будущего строительства в течение 7 рабочих дней. Прежде всего будут рассматривать соответствует ли постройка виду разрешенного использования земельного участка и его территориальной зоне согласно местным ПЗЗ. Потом заявителю вышлют уведомление о соответствии постройки установленным параметрам и ее допустимости размещения на земельном участке.

Уведомление о несоответствии постройки администрация направляет в течение 7 рабочих дней (ч. 10 ст. 51.1 ГРК РФ), обосновав свою позицию. Если в течение этого срока такое уведомление не было направлено, то строительство считается согласованным (ч.13 ст. 51.1 ГРК).

Такой короткий срок даст возможность не допустить строительство при явных и грубых нарушениях законодательства, в частности:

И еще один важный момент. Если застройщик получил ранее положительное уведомление о строительстве дома или, наоборот, администрация не направила такового в течение 7 рабочих дней, то в случае, если позже такая постройка будет признана самовольной, убытки, причиненные застройщику сносом, в полном объеме подлежат возмещению за счет соответственно казны субъекта РФ или муниципального образования (ч.15 ст. 51.1 ГРК РФ).

И еще раз обращает внимание: ненаправление в течение 7 рабочих дней уведомления из администрации считается согласованием строительства и дает право застройщику начать строительство в течение 10 лет со дня направления в администрацию своего уведомления о планируемом строительстве.

Поправки призваны упорядочить индивидуальное жилищное строительство. Они устанавливают единые требования к строительству жилых домов на земельных участках, предоставленных в целях индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, а также к строительству жилых и садовых домов на садовых земельных участках.

Определены максимальные параметры жилого дома: количество надземных этажей - не более 3-х; высота - не более 20 м. Это должно быть отдельно стоящее здание, не предназначенное для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Такой подход позволит решить проблему возведения под видом объектов индивидуального жилищного строительства многоквартирных домов.

Планируется пересмотреть подход к разрешительным процедурам при возведении жилых и садовых домов. При их строительстве (реконструкции) подготовка проектной документации не требуется. Для получения разрешения на строительство надо подать уведомление о планируемом строительстве с указанием параметров возводимого дома.

Вместе с тем предусмотрено обязательное проведение экспертизы проектной документации на строительство и реконструкцию объектов массового пребывания граждан.

Установлены особенности государственного кадастрового учета и госрегистрации прав на жилые и садовые дома.

В целях контроля за соблюдением параметров строительства предусмотрена возможность проведения проверок в случае поступления информации о нарушениях предельных параметров разрешенного строительства.

Также детально регламентированы основания и порядок сноса объектов капстроительства, в том числе самовольных построек. Установлен механизм прекращения прав на земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, в случае неисполнения решения о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями.

Предусмотрены переходные положения. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Самое главное: в новом законе, чуть ли не впервые в отечественной правоприменительной практике реализован принцип «согласования по умолчанию». Если в течение недели (или 10 дней – для исторических поселений) вам не прислали мотивированный отказ, проект считается согласованным.

А вот с поселениями начинается засада. Охранные требования создают принципиально другие условия. По виду – ничего страшного: например, жителям Петербурга, который как раз считается историческим поселением, в отличие от обитателей Ленобласти, придется отправлять уведомление еще и в КГИОП. (10 дней на рассмотрение, по умолчанию – согласовано). КГИОП, теоретически, должен проверить, соответствует ли заявка требованиям, которые предъявляются к предмету охраны, и установленным регламентам.

Беда в том, что не только предметы охраны, но даже и сами границы исторического поселения для Петербурга до сих пор не установлены. Как говорят сотрудники комитета, бумаги давным давно отправлены в Министерство культуры, да там и зависли. Минкульт тоже можно понять: у них то обыски, то посадки, а то и вовсе «организация преступного сообщества» — не до ИЖС, конечно.

Так что петербургские заявители, скорее всего, из КГИОП будут получать отказы. А областные — получат фору. Что приведет к существенной разнице конкурентных условий и к расцвету частного домостроения непосредственно у границ мегаполиса.


Выдержка из закона об уведомлении:

"Статья 51.1. Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома

1. В целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);

2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;

4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);

5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);

6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;

7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;

8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;

9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.


2. Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.


3. К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;

3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;

4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

4. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пункте 1 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 1 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления о планируемом строительстве, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно. По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 1 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пункте 1 части 3 настоящей статьи, предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.

5. Застройщик вправе осуществить строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" для данного исторического поселения. В этом случае в уведомлении о планируемом строительстве указывается на такое типовое архитектурное решение. Приложение описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома к уведомлению о планируемом строительстве не требуется.

6. В случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, или документов, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 3 настоящей статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным.

7. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

8. Если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления:

1) в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления этого уведомления при отсутствии оснований для его возврата, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, направляет, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, указанное уведомление и приложенное к нему описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия;

2) проводит проверку соответствия указанных в этом уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления этого уведомления, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления этого уведомления;

3) в срок не позднее двадцати рабочих дней со дня поступления этого уведомления направляет застройщику способом, определенным им в этом уведомлении, предусмотренное пунктом 2 части 7 настоящей статьи уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.


7.1. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.

Подробнее со всеми поправками можно ознакомиться здесь: ГАРАНТ.РУ